Центр практической психологии и соционики  
 
Центр соционики О ЦентреУслугиКарьераСтатьиВопрос/ОтветКонтакты    
    NewTraining.ru > Статьи > Статьи сотрудников Центра > Исследования > Экосоционика (соционика сред) > Учет влияния соционической среды при анализе коллективов различной направленности > Часть 2. Соционическая среда семьи. Заключение. Список литературы

Часть 2. Соционическая среда семьи. Заключение. Список литературы

Автор: Ирина Белецкая

Автор: Сергей Белецкий

Учет влияния соционической среды при анализе коллективов различной направленности

(с) Ирина Белецкая, Сергей Белецкий, 2008

Часть 1. Основные тезисы экосоционики. Соционические среды, примеры исследования. Рабочий коллектив как соционическая среда.

Часть 2. Соционическая среда семьи. Заключение. Список литературы



Доклад на XXIV Международной конференции по соционике (Киев, 20-26 сентября 2008 г.)

Принято к публикации в "Соционика, ментология и психология личности", 5 октября 2008 года

Решить проблему превалирования или акцентуации одного (или нескольких) признаков в среде коллектива можно, дополнив коллектив сотрудниками соответствующих типов. В длительно изолированной малой группе (ДИМГ) [11], например, в семье, где состав ТИМов относительно постоянен и его изменение носит скорее случайный, чем прогнозируемый характер, при значительном перевесе одного (или нескольких) полюсов признаков неизбежен перекос в целях, методах, средствах решения стоящих перед группой задач. В такой ситуации возникает снижение эффективности взаимодействия, нарастает недовольство партнерами, часты затяжные, хронические конфликты. В таких группах особенное значение приобретает умение применять соционические технологии на практике, осознавать причины дискомфорта и грамотно их преодолевать.
Определим социальную соционическую среду семьи. Как информационную среду семью можно рассматривать как образующуюся при взаимодействии группы людей, объединенных душевными привязанностями на близкой психологической дистанции и проживающих на одной территории. Как социальную соционическую эту среду можно описать полюсами ПР этика и сенсорика, а третий полюс признака, образующий эту малую группу – демократия. Действительно, на близкой психологической дистанции личные качества более значимы, чем социальная и групповая принадлежность.
Здесь мы описали «социально ожидаемую» семью и такие семьи действительно существуют. Однако в реальной жизни ТИМный состав семьи может быть абсолютно любым. В зависимости от состава в семье может складываться та или иная ТИМная соционическая среда.

Нами обследована семья из 6 человек со следующим ТИМным составом: 2 ЛИЭ, 2 ИЛИ, ИЛЭ, ЛСИ. Шесть членов семьи - логики, пятеро (83%) принадлежат к клубу саентистов, один – к производственному клубу. В таблице 4 представлено распределение ПР у данной группы.

Название ПР

Кол-во

%

Экстраверсия/Интроверсия

3/3

50/50

Интуиция/Сенсорика

5/1

83,3/16,7

Логика/Этика

6/0

100/0

Статика/Динамика

2/4

33,3/66,7

Позитивизм/Негативизм

4/2

66,7/33,3

Квестимность/Деклатимность

1/5

16,7/83,3

Тактика/Стратегия

4/2

66,7/33,3

Конструктивизм/Эмотивизм

3/3

50/50

Иррациональность/Рациональность

3/3

50/50

Процесс/Результат

4/2

66,7/33,3

Уступчивость/Упрямость

3/3

50/50

Беспечность/Предусмотрительность

4/2

66,7/33,3

Рассудительность/Решительность

1/5

16,7/83,3

Субъективизм/Объективизм

2/4

33,3/66,7

Демократизм/Аристократизм

5/1

83,3/16,7

Табл. 4. Распределение ПР у 6 членов семьи (семья: 2 ЛИЭ, 2 ИЛИ, ИЛЭ, ЛСИ)

Теоретически доминирование клуба исследователей должно создавать в группе атмосферу сотрудничества. Большинство членов семьи объединены общими интересами к исследованиям, познанию нового, дискуссиям. Но при этом пятеро из них (83%) как видно из табл.3 входят в МГ №10 [29], образованную полюсами признаков логика – решительность - деклатимность. При взаимодействии в рамках данной ТСС резонанс возникает. Но как мы писали - социальная задача семьи - комфортное взаимодействие на близкой психологической дистанции. А методами, естественными для ТСС этой МГ, ее удовлетворительно решить невозможно. Поэтому даже наличие резонанса не приводит к энергетически комфортному состоянию. Резонанс просто направлен в другую сторону. В рамках данной ТСС можно решать задачи другого рода, например – исследовательские или производственные.
В то же время в семье вместо обсуждения проблемы (в социально принятой форме) представители ТИМов, входящие в эту четверку склонны к высказыванию своей точки зрения, порой в довольно категоричной форме (деклатимность, усугубленная логикой). Именно такое высказывание для них и является обсуждением проблемы, особенно это характерно для детей, которые в силу возраста наименее социально адаптированы. Но такая форма высказывания зачастую воспринимается окружающими как безапелляционность. Члены этой соционической группы (не только в этой конкретной семье) склонны к своевременным, обдуманным действиям, но при этом могут не обратить внимания на чужие чувства. Общение в таком ключе на близкой психологической дистанции привело к обострению отношений – мало кому нравится, если его чувства проигнорируют, даже если это потом разумно объяснить. В семье присутствует всего один сенсорик. В силу своей принадлежности к «аристократичной» второй квадре, да и просто перегруженности обилием сенсорной работы, с которой не справлялись или которой избегали интуиты, в конце-концов она отказалась заниматься вопросами совместного быта – «почему это я должна постоянно на всех готовить и убирать за вами!». Это привело к обострению бытовых вопросов, что еще ухудшило отношения в семье.
К счастью для этой семьи, двое взрослых были знакомы с соционикой, поэтому после проведения соционической консультации ситуацию удалось сгладить. Нам удалось сформулировать для этой семьи рекомендации, с помощью которых (а также с помощью любви, точнее, с помощью ЛЮБВИ и рекомендаций, поскольку механическое исполнение рекомендаций отношения не улучшает), удалось выровнять обстановку и сделать ее более комфортной. Помимо чисто психологических моментов в общении, мы рекомендовали взрослым членам семьи, которые знакомы с соционикой и способны осознанно применять специальные техники при общении, постараться хотя бы иногда «играть в этиков - квестимов». Это могло выражаться в осознанном включении в их речь вопросов этического характера, например, о настроении. Также разумным на наш взгляд было введение в семье следующих правил общения: «пока один говорит – все остальные слушают», «перед тем как что-то сказать – вдохни и сделай паузу 5 сек.» и др.
Особый вопрос в этой группе связан с полюсом решительность. Для того, чтобы расслабиться, решительным зачастую необходимо совершить определенное усилие (даже маленьким детям). Это часто выражается, например, в плохом засыпании. Мы рекомендовали применять для расслабления специальные техники – медитации различного рода, прослушивание спокойных музыкальных произведений перед сном и др.
Конечно, никакая игра не сможет превратить деклатима в квестима, логика в этика, а решительного в рассудительного. Разумеется, ТИМная соционическая среда семьи не изменилась, но увеличение в среде количества информации по полюсам ПР рассудительность, этика и квестимность в результате осознанных действий двух членов семьи позволило частично сгладить противоречия между ТСС и социальными задачами группы. Посмотрим, как это происходит.
Поскольку двое решительных логиков - деклатимов не могут, конечно, постоянно взаимодействовать по противоположным полюсам функций, оценим их осознанный вклад в изменение среды, как 50/50 по каждой дихотомии.

Таким образом, ситуация в семье по трем дихотомиям будет представлена следующими количественными характеристиками (см. табл.5):

Название полюсов

Прежняя ситуация

Подстройка

«Идеальная» ситуация

Логика

6

5

3,7

Этика

0

1

2,3

Деклатимность

5

4

3,7

Квестимность

1

2

2,3

Решительность

5

4

3,7

Рассудительность

1

2

2,3

Табл.5. Количественное распределение полюсов признаков, образующих МГ № 10 в семье.

На рис. 6 представлена лепестковая диаграмма для трех вариантов соционической среды описываемой группы.

Как видно из диаграммы, соционическая среды этой группы не изменилась, но после выполнения данных нами рекомендаций, соотношение пар признаков сместилось в сторону Золотого сечения («идеальной» ситуации).

Рис. 6. Гармонизация соционической среды в семье

Рис. 6. Гармонизация соционической среды в семье

Необходимо отметить, что в примере рассмотрена ТИМная соционическая среда группы ТИМов практически вне контекста социальной соционической среды, которая в случае «группы людей, объединенных душевными привязанностями на близкой психологической дистанции и проживающих на одной территории» остается этико-сенсорно-демократической. Поскольку среда есть единство информационного поля, образующего среду и людей, включенных в эту среду, то реальная среда в данной семье – сущность, которая возникает при взаимодействии этих двух сред. Рассмотрение семей в таком контексте достаточно объемная задача и требует отдельной статьи.

Заключение
В заключение мы хотели бы подытожить вышесказанное и более четко обозначить направление исследований под названием «соционика среды» или «экологическая соционика» (экосоционика).
Основой для работы в этом направлении служат следующие тезисы:
А) В информационной среде для одного или нескольких ПР один из полюсов признака/ признаков может быть более проявлен, чем другой, т.е. некоторым средам (называемым «соционическими средами») в силу самого их существования может быть свойственна некая избирательность в транслировании информации в контексте тех или иных ПР.
Б) Направленность среды, как общую избирательность среды по транслированию информации, складывающаяся из-за избирательности среды в контексте различных ПР, можно определить.
В) Соционическая среда влияет на информационный метаболизм человека (т.е. на процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека)
На основании этих тезисов мы выдвигаем гипотезу:
Соционическая среда, влияя на информационный метаболизм человека, стимулирует его реагировать в контексте направленности среды, в которую он включен. Т.е. среда стимулирует человека реагировать и выдавать информацию по тем полюсам ПР, которые соответствуют избирательностям данной среды чаще, чем человек обычно реагирует вне данной среды.
Наши исследования различных групп (в т.ч. приведенные в данной статье) подтверждают эту  гипотезу, также нами выявлено, что если в коллективе ССС и ТСС совпадают, данный коллектив  справляется со стоящими перед ним задачами лучше, чем коллектив в котором ССС и ТСС не совпадают, однако дальнейшая работа в этом направлении необходима. Гипотеза может быть проверена наблюдениями за изменением поведенческих реакций человека при попадании его в соционическую среду или при переходе его из одной соционической среды в другую.

В русле экосоционики видится ряд интересных задач. В первую очередь это дальнейшая работа по проверке того, как именно влияет направленность среды (НС) на проявление человеком его ТИМных качеств, и в чем именно это проявляется. При этом требуется  проработка технологии определения НС.
Кроме того, интересными направлениями являются разработка взаимодействия различных сред, изменения поведения и реакций представителя каждого ТИМ при попадании в ту или иную среду, адаптации человека к новой среде. При этом мы рассматриваем человека, как нечто включенное в среду, что является ее необходимой частью, без которой само целое – среда необратимо изменяется.
Важным также представляются вопросы связи ТСС коллектива и ССС, количественное и качественное определение факторов, влияющих на формирование соционической среды, т.е. вопросы выраженности соционической среды. Наконец, в практическом плане перед экосоционикой открывается широкое поле конструирования соционических сред для решения определенных задач.

В данной статье мы привели наши варианты ответов на некоторые из вопросов, возникающих при работе в поле экосоционики. Мы отдаем себе отчет, что это всего лишь первая попытка, сама же обозначенная проблема требует гораздо более глубокого изучения и проработки.

 Литература

  1. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений – Челябинск, 1991. – 104 с.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002.
  3. И. Белецкая, С. Белецкий «Исследование малых групп социона при разработке ситуационного соционического теста (ССТ)». // Доклад на XXIV международной конференции по соционике в г. Киеве, 2008 г..
  4. Бережная Н.В. Этапы развития организации.// Менеджемент и кадры…-2003,- №2.
  5. Букалов А.В. Достоверна ли американская статистика типов и интертипных отношений по тесту Майерс-Бриггс? // СМиПЛ, N 4, 1996.
  6. Букалов А.В., Карпенко О.Б. Квадровые группировки в управленческих коллективах. // МиК:психология управления, соционика и социология - 2008. - №3.
  7. Букалов А. В., Карпенко О. Б., Чикирисова Г. В. О распределении соционических типов в различных производственных коллективах.// СМиПЛ. -  2000. - N1
  8. Букалов А.В. О четырех эволюционных стадиях развития и законе сменяемости квадр. // СМиПЛ. - 1995. - N 1.
  9. Вайсбанд И.Д. Рабочий материал по соционике. Рукопись, 1985.
  10. Выготский Л.С.  Педагогическая психология. - М.:  Педагогика,  1991.
  11. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
  12. Грейсон Джексон К. младший, О'Делл Карла ." Американский менеджмент на пороге XXI века"
  13. Гуленко В. Интровертная соционика. Внутренние отношения в группе как отражение ее интегрального типа.// СМиПЛ – 1996. - №4.
  14. Гуленко В.В. Журнал "Соционика, ментология и психология личности", N 1, 1995.
  15. Гуленко В.В. Концепция соционики // СМиПЛ, 1995, № 1.
  16. Гуленко В.В. Критерии взаимности: интертипные отношения как взаимодействие темпераментов и установок. // СМиПЛ, 1996, № 2.
  17. Гуленко В. В.,  Молодцов А. В. Введение в соционику : методические рекомендации. К., 1991.
  18. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.
  19. Дерябо С.В., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.
  20. Калинаускас И. Наедине с миром. – Кр. Рог: «ЯВВА», 2005. – 308 с.
  21. Кочубеева Л.А., Миронов В.В., Стоялова М.Л. Соционика. Семантика информационных аспектов. - Санкт-Петербург: Астрель Х, 2006.
  22. Местные сообщества в местном самоуправлении (Учебное пособие для муниципальных управляющих). Под ред. А.Е. Балобанова. - М.: МОНФ, 2000. – 182 с.
  23. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
  24. Окладников В.И. Личностно-соматическая дезинтеграция. – Иркутск: Оттиск, 2007.
  25. Панов В.И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.
  26. Панов В.И. От развивающего обучения к развивающей образовательной среде // Инновации в российском образовании: Общее образование. 2000. – М.: Изд-во МГУП. С. 44-57.
  27. Панченко А. Л., Панченко Т. Т. Психоаналитическая, динамическая модель соционики (модель П), ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ. Барнаул, 1995.
  28. Пятницкий В.В. Определение интегрального типа коллектива.// Менеджемент и кадры…-2008,- №3.
  29. Рейнин Г. Соционика: Типология. Малые группы. – СПб.: Изд-во «Образование-культура», 2005.
  30. Рубцов И.В., Ивошина Т.Г. Проектирование образовательной развивающей среды школы. – М.: Изд-во МППГУ, 2002.
  31. Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. М.: НПП "Менатеп-Траст", 1994.
  32. Слинько О.Б. Ключ к сердцу - соционика.- К:. "Доверие", 1991.- 64 с.
  33. Стратиевская В.. Как сделать, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни (соционика). – М.: Изд.Дом МСП, 1997. – 496 с.
  34. Х. Хекхаузен Мотивация и деятельность. Т. 1. М.,"Педагогика" 1986.
  35. Шульман Г.А. Соционика изнутри. – М.: Доброе слово, 2007.
  36. Шульман Г. А. Об отношениях нулевого и высших порядков.//Психология и соционика межличностных отношений. – 2004, - №7
  37. Щедровицкий Г.П. «Естественное» и «искусственное» в социотехнических системах // Вопросы методологии. 1992. № 1-2
  38. Юнг К. Психологические типы. – Спб.: «Азбука», 2001. 
  39. Ясвин В.А. Проектирование и моделирование образовательной среды / Науч. Ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. М., 1997.
  40. Barker, Roger G.1978. Stream of individual behavior. In Habitats, Environments, and Human Behavior: Studies in Ecological Psychology and Eco-Behavioral Science from the Midwest Psychological Field Station, 1947-1972, Roger C. Barker and Associates. San Francisco: Jossey-Bass. - P. 34-48.
  41. Craik, K.H. (1973). Environmental Psychology. In P.H. Mussen & M.R. Rosenzweig (Eds.). Annual Review of Psychology, 20, 402-423. Palo Alto CA: Annual Reviews.

Часть 1. Основные тезисы экосоционики. Соционические среды, примеры исследования. Рабочий коллектив как соционическая среда.

   

   И Д Е Т   З А П И С Ь
Консультация психолога-соционика Ирины Белецкой
Для тех, кто хочет лучше понять себя и разобраться в своей жизненной ситуации

Звоните +7 (925) 642-51-82

  Вверх
Центр соционики   О Центре  Услуги  Карьера    Вопрос/Ответ  Контакты    
 

Политика конфиденциальности


Copyright © 2006-2017 NewTraining.Ru