Центр практической психологии и соционики  
 
Центр соционики О ЦентреУслугиКарьераСтатьиВопрос/ОтветКонтакты    
    NewTraining.ru > Статьи > Статьи сотрудников Центра > Различные проблемы соционики > О роли соционного в социальном

О роли соционного в социальном

Автор: Сергей Белецкий

Автор: Ирина Белецкая

О роли соционного в социальном

(с) Сергей Белецкий, Ирина Белецкая, 2010

Опубликовано: Белецкий С.А., Белецкая И.Е. О роли соционного в социальном // Журнал Научного соционического общества, 2010, №2.


Обсуждаются проблемы возникновения социона и его роль в социуме.
Ключевые слова: соционика, психология, тип информационного метаболизма.
Когда мы "занимаемся соционикой", что мы изучаем?
Наиболее очевидный ответ - психологические типы.
В соционике действительно выделяют психологические типы, группируют людей по свойствам психики. Но по свойствам психики группируют людей и психологи (навскидку - классификации Личко, Ганнушкина, Айзенка). Есть типы темперамента, введенные еще Гиппократом - они тоже характеризуют психические процессы. Есть еще типы нервной системы по Павлову. Они различаются силой, уравновешенностью и подвижностью процессов возбуждения и торможения. И хоть это больше физиология, но тоже определяет психические свойства.
Так чем особенны соционические типы, чтобы говорить об их изучении как отдельной области знания?
В соционике говорят не просто о типах, а об информационном метаболизме и это сугубо соционический термин. Некоторые соционики считают, что это и есть предмет соционики. Либо не сам информационный метаболизм (сокращенно ИМ) как таковой, а типы информационного метаболизма - ТИМы. Для ТИМа построена модель (и не одна). Могут ли ТИМы, либо их модель быть предметом соционики как области знания? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Обозначение ТИМов, как предмета соционики выделяет соционику из других областей знания, но предмет науки характеризуется не только тем, что он отличен от предметов других наук, но и тем, что его изучение дает полезное знание, которого нет в других областях науки. С ТИМами в этом смысле есть некоторые сложности.
На наш взгляд, такая отдельная область знания сама по себе малополезна. Мало того, что предмет исследования очень сильно пересекается с предметом когнитивной психологии, которая изучает зависимость поведения субъекта от познавательных процессов, так в нем невелик и практический смысл. Какова практическая польза от изучения типа приема/переработки/выдачи сигналов человеком в отрыве от его деятельности? Ведь человек всегда принимает/выдает информацию для чего-то. Что толку, скажем, изучать движение руки не в контексте движения всего тела. Одно и то же движение руки может иметь для всего тела совсем разный смысл. А поскольку мерилом полезности наук о человеке является жизнь и деятельность человека, бессмысленно изучать проблемы, оставаясь на уровне более мелком и частном.

Предмет соционики - социон
Общим местом в психологии является то, что психика и психические механизмы развились у человека для его приспособления, адаптации к окружающей среде (например, [2]). В частности, Юнг в "Психологических типах" [5] писал:

"Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций."
"...типическая установка по отношению к объекту суть процессы приспособления."

Отсюда, психологический тип – один из вариантов адаптации к окружающей среде. Однако сам психологический тип или психологическая типология с нашей точки зрения слишком незначительны, чтобы быть предметом отдельной области знания. В психологии существует огромное количество типологий, и они не претендуют на выделение в новую науку. У соционики, однако, есть одно отличие. В отличие от многочисленных психологических типологий, соционические типы существуют в системе, которая называется социон.

Общественная природа человека – предпосылка его соционности

Предположим, нам необходимо изготовить сложное изделие, состоящее из двух очень различных деталей. Каждая деталь сама по себе сложна и ее изготовление требует немалого мастерства, внимания и труда. Опыт изготовления одной из них не помогает и даже мешает в изготовлении другой. Как изготовить как можно больше изделий в единицу времени?
Понятно, человек может учиться, совершенствоваться в изготовлении обеих деталей, но наступает момент, когда резервы повышения производительности за счет обучения исчерпаны. Как повысить производительность тогда? Генри Форд в такой ситуации изобрел конвейер, в работе на котором участвовало много человек, и каждый концентрировался на своей частной операции-детали. Но природа изобрела конвейер задолго до Генри Форда.
Чем больше человек уходил от животного существования, чем более разнообразной деятельностью занимался, тем более сложным становилось его психическое устройство. Наконец, познание окружающего мира, вычленение себя из мира, постижение на неком неосознаваемом уровне ключевых законов мира привело к тому, что в психике человека начали появляться структуры, различающие ту или иную часть мира (речь идет о различиях на уровне фундаментальных свойств мира, таких как детали-целостность, непрерывность-дискретность, постоянство-изменчивость, внутреннее-внешнее и пр). Недифференцированность восприятия мира, как целого сменяется дифференцированностью. Разделение и вычленение таких структур, различия в строении физического тела, влияния деятельности и окружения человека приводит к тому, что та или иная часть мира начинает им лучше восприниматься, что приводит к соответствующей психической установке. Как следствие, у человека возникает глубинное необъяснимое чувство, будто некоторые фундаментальные свойства, составляющие мира являются более основными, основополагающими. Обращение внимания, активности именно на эти свойства мира приводит к тому, что человек начинает более эффективно взаимодействовать, адаптироваться, приспосабливаться к этой части мира, т.е. становится лучше приспособлен к определенной части "конвейера", чем человек, психика которого недифференцирована, либо дифференцирована иначе.
Очевидно, такая дифференциация понижает адаптивные свойства существа, как биологической единицы, и в этом смысле психологический тип будет вреден для адаптации существа, если оно не является общественным. Однако для вида биологически выгодно, чтобы у общественного существа развивалась некие полезные обществу свойства, пусть в ущерб другим свойствам, если эти другие свойства развиваются у других членов общества.
Если для общественных насекомых, в силу примитивности их психики такие свойства наблюдаются главным образом на уровне строения тела, то для человека, психика которого всегда формируется в человеческом обществе, обнаруживаются различия на уровне психики в психологических типах. При этом психологические типы архетипичны, т.е. в отличие от жестко заданного физического строения насекомого, которое существует для выполнения узкого круга задач, психика человека имеет всего лишь определенную направленность (связанную с упоминавшимися фундаментальными законами мира), а каким конкретно образом направленность будет реализована - очень широко варьируется в зависимости от окружающей обстановки и встречающегося в ней класса задач.
Итак, с нашей точки зрения, психологические типы развились как средство лучшего приспособления и более быстрого развития человеческого общества.
Через необходимость мелких, точных движений пальцами могли развиться чувствительность пальцев, их длина, тонкость, т.е. физические характеристики тела, связанные с деятельностью на уровне тела. А учет и поддержание систем правил и принципов вообще во всех ситуациях, как отражение неких вселенских законов, вечных, всегда присутствующих свойств мира приводило к закреплению на уровне общественного сознания и коллективного бессознательного неких архетипических образов уже не деятельности, а человека, как их проводника. Итак, само наличие в мире определенных законов приводит к формированию связанных с ними образов в коллективном бессознательном, к восприятию и поддержанию которых становятся предпочтены возникающие психологические типы.
Социон - система психических установок, обеспечивающая эффективную приспособляемость общества в целом. Бессмысленно изучать типы по отдельности - так мы упускаем саму суть их существования.

Психологический тип на физиологическом уровне

Относительно типов известны следующие факты:

  1. Типы близнецов могут различаться (однако достоверно не установлено, что различаются ТИМы однояйцевых близнецов – близнецов с одинаковым набором генов).
  2. Вероятность наследования ребенком типа родителя выше 1/16, т.е. ТИМ ребенка, скорее совпадет с ТИМом родителя, чем будет каким-то другим.

Т.о. существует вероятность, что ТИМ связан с геномом человека. Но до понимания как эти сущности связаны пока далеко. Наука в настоящее время научилась читать "фразы" (последовательности нуклеотидов в ДНК клетки), но не понимает что эти "фразы" обозначают - за что отвечают эти последовательности нуклеотидов.
Ряд авторов пытается обнаружить связь ТИМ со структурами мозга или активностью этих структур (например, [3, 4]). При этом широко известно (см. например, [2]), что мозговые структуры, отвечающие за более ранние психические образования сконцентированы достаточно локально, но более поздние распределены по различным участкам коры и не имеют сколько-нибудь четкой пространственной локализации. ТИМ является весьма поздним образованием, связанным с дифференциацией человеческого общества на внешнем плане - в деятельности и, соответственно, на внутреннем плане - в психике. Отсюда предположительно следует, что в мозгу человека у структур, ответственных за ТИМ, нет сколько-нибудь четкой локализации.
Нет оснований предполагать, что с геномом ситуация проще, чем с мозгом и что ТИМ будет зашифрован простым кодом, на малом участке ДНК, а не связан с распределением нуклеотидов по всей спирали ДНК.
В настоящее время у нас нет достаточных знаний, чтобы понять, как ТИМ наследуется. Чаще ТИМ ребенка повторяет ТИМ родителя, однако сплошь и рядом их типы различаются (вполне вероятно, отклонения не случайны, но пока невозможно определить причины отклонений).
Исходя из сказанного, востребованность, успех людей некоего типа в обществе, который приводит к большей привлекательности их как сексуальных партнеров, приводит к большей вероятности появления их потомства, а значит к появлению людей такого же типа. Это кажется биологически оправданным, в ситуации, когда эволюция общества проходит достаточно медленно. Но в настоящее время нет сведений, которые подтверждали бы успех того или иного типа в обществе и, как следствие, повышение рождаемости представителей этого типа впоследствии.

«Формирование» ТИМа

Е.Олькова высказала идею, что ТИМ ребенка может формироваться матерью во время беременности, если она будет находиться в определенном психологическом состоянии. С нашей точки зрения эта идея сродни идее есть белый хлеб для того, чтобы родить ребенка-блондина.
Из психологии известно, что психическое состояние матери во время (и после) беременности влияет на психическое здоровье ребенка. Однако не доказано:

  • А) что ТИМ формируется во время вынашивания плода,
  • Б) что психическое состояние матери должно влиять именно на ТИМ ребенка, а, скажем, не на уровень его тревожности
  • В) что именно предложенное автором состояние должно вызывать заданный ТИМ ребенка.

Аргументом в пользу данной идеи мог быть факт, что у матерей, «программировавших» ТИМ ребенка указанным методом статистически значимо фиксировалось бы большее количество детей "желанных" ТИМов, а не каких-нибудь других. Однако ничего подобного в настоящее время достоверно не зафиксировано.

Неизменность ТИМа

То, что ТИМ является врожденным не доказано, однако не доказано и обратное. Тем не менее, гипотеза врожденности ТИМ в настоящее время широко распространена. Кроме того, доминирует гипотеза, что сформировавшись, ТИМ не меняется в процессе жизни.
Мы полагаем, что пояснить неизменность типа можно следующим.
Почему эволюция пошла по пути образования врожденных типов, а не по пути перестройки восприятия каждого отдельного человека в изменяющихся условиях? Нужна логика - стал применять логику, понадобилась этика - переключился на этику. Мы полагаем, что ключевое слово "нужна". В каждой ситуации требуется оценить, нужна ли. И для этого необходим отдельный психический механизм. Сейчас в стрессовой ситуации человек опирается на свои сильные психические функции. Но при равноценности функций в любой повседневной ситуации действия необходимо было бы избирать способ восприятия и взаимодействия с миром на очень глубоком уровне - на уровне выбора приоритетной психической установки.
Итак, если бы тип был неврожденным, человеку нужно было бы воспринимать мир во всем его многообразии и принимать решение о действиях каждый раз, основываясь на каких-то его существенных свойствах. Потребовался бы другой механизм оценки существенности свойств более затратный и сложный, поскольку пришлось бы постоянно оценивать свойства по их значимости и перевырабатывать критерии оценки по каждому свойству.
Но такое решение затратно и неэффективно. Эволюция пошла по более простому пути - если человек заведомо общественное существо, не развивается и не выживает вне общества, то можно «раздавать» функции членам общества при рождении.

Выводы и направления развития личности

Попытаемся обобщить все вышесказанное.
  • Психика служит для адаптации человека, для его приспособления к внешнему миру, выживанию, достижению целей (которые также возникают из взаимодействия с миром, социальной средой).
  • Человек - социальное существо, он не выживает без общества, он формируется в обществе и обществом. Таким образом, важнейшей частью мира, с которой взаимодействует человек, является социальная среда.
  • Внешнее связано с внутренним. Различия во внешнем приводят к различиям на внутреннем плане. Некие существенные свойства мира (наличие у объектов мира ряда свойств, например, детали-целостность, непрерывность-дискретность, постоянство-изменчивость, внутреннее-внешнее и пр.) с необходимостью образовывали и влияли на структуру и деятельность общества, сказывались на дифференциации психических свойств членов общества во внутреннем плане. Процессы дифференциации таких функций в психике и на внешнем социальном деятельностном плане шли параллельно.
  • Дифференциация на внешнем плане позволила осуществить скачок в производительности за счет специализации членов общества и соответственно лучшей их приспособленности к деятельности, которой они занимаются.
  • Наличие психологических типов связано (возникло параллельно) с дифференциацией социальной среды, а та в свою очередь возникла в процессе эволюции, как необходимое свойство вида, дающее ему преимущество перед другими видами.
  • Согласно Юнгу [5], такая дифференциация - необходимый этап, когда архаическое (неразделенное) сознание переходит в фазу, в которой его составляющие могут различаться отдельно.
  • Однако, согласно Юнгу же, такое разделение несет в себе конфликт - человек с дифференцированным сознанием, особенно когда он склонен отождествлять себя с некоторой его частью, перестает быть человеком во всей полноте этого слова, а воспринимает себя только как ЭГО, в терминах соционики - базовый психический блок.
  • ЭГО всего лишь часть человека. Искать смысл существования человека, как представителя ТИМ и носителя определенного блока ЭГО бессмысленно, так как смысл существования ЭГО - это существование ЭГО как такового. Замыкаясь в деятельности по ЭГО, мы игнорируем другие функции и части личности и все более сливаемся с ЭГО, т.е. отождествляем себя со своей частью. Другая наша часть вытесняется, переходит на бессознательный уровень (по Юнгу), откуда время от времени напоминает нам о себе - в сознание всплывают неадекватные, архаические (о чем мы не подозреваем) образы, которые кажутся нам очень притягательными, и порой они негативно влияют на нашу деятельность.
  • Таким образом, советы развивать блок ЭГО, концентироваться в деятельности только на функциях блока ЭГО не кажутся нам разумными. Также не кажутся нам разумными советы развивать любой другой блок (функцию, аспект), потому что это также приводит к однобокости человека и конечном счете – его неадаптивности в обществе.
  • Юнг видел решение в обращении к трансцендентной функции, т.е. восприятии символов, образов, которые не относятся непосредственно ни к одному полюсу дихотомии, и именно своей неразложимостью способны объединить оба полюса и придать человеку целостность.

Авторы выражают признательность Ярошу А.В. за ряд ценных замечаний относительно содержания работы.


Литература

  1. Аугустинавичюте А. Соционика. М.: «Чёрная белка», 2008. — 568 с.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М.: Высшее образование, Юрайт, 2009, 576 с.
  3. Окладников В.И. Типология и адаптационные состояния личности. – Иркутск: 2000, 172 с.
  4. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - М.: Сова, Эксмо, 2006 г. 928 с.
  5. Юнг К.Г. Психологические типы.- М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, Мидгард, 2006 г. 768 с.

   

   И Д Е Т   З А П И С Ь
Консультация психолога-соционика Ирины Белецкой
Для тех, кто хочет лучше понять себя и разобраться в своей жизненной ситуации

Звоните +7 (925) 642-51-82

  Вверх
Центр соционики   О Центре  Услуги  Карьера    Вопрос/Ответ  Контакты    
 

Политика конфиденциальности


Copyright © 2006-2017 NewTraining.Ru